![]() |
![]() |
Главная
→
Основные направления деятельности
→
Защита прав потребителей
→
О взимании в точках общественного питания дополнительной платы от стоимости заказа за обслуживаниеВ Управление Роспотребнадзора увеличилось поступление обращений по вопросам взимания платы с клиентов общественного питания за обслуживание от стоимости заказа. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1 (далее Закон) является основополагающим законодательным актом в области защиты прав потребителей. Вместе с тем многие вопросы, связанные с его применением, регулируются Гражданского кодекса Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами. В сфере защиты прав потребителей услуг общественного питания таким документом, в частности, являются Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1036 (далее Правила). В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату. Согласно п. 3 Правил услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах и других местах общественного питания, перечисленные организации – это предприятия по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением фирменных, заказных блюд изделий, напитков Согласно ГОСТ Р 50935-2007 официант – это работник занимающийся обслуживанием потребителей в зале, в том числе сервировкой стола, подачей блюд, напитков, расчетами с потребителями. Таким образом, обслуживание – это действие официанта по оказанию услуги общественного питания в кафе, осуществление которого неразрывно связано с самой услугой и данное действие невозможно квалифицировать как отдельную самостоятельную услугу. Как правило, из условий договора по оказанию услуг общественного питания усматривается, что оплата от суммы заказа за обслуживание при предоставлении услуги общественного питания является обязательной (ее цена указана в меню). Поскольку данная услуга не имеет потребительской ценности и обслуживание – это обязанность организации общественного питания, следовательно, взимание оплаты за обслуживания является нарушением прав потребителей. В соответствии с ч.2 статьи 16 Закона условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы (п. 3 ст. 16 Закона). Пунктом 1 ст. 15 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Таким образом, установление платы за обслуживание противоречит положениям действующего законодательства, и нарушают права потребителей. Управление обращает внимание предпринимателей на недопустимость дополнительных взиманий с клиентов платы за обслуживание в точках общественного питания. В случае нарушения прав граждан о взимании платы за обслуживание от стоимости заказа Вы можете обратиться в общественную приемную Управление Роспотребнадзора по Ставропольскому краю (г. Ставрополь, пер. Фадеева,4) или территориальные отделы по месту жительства. |
Управление Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю Copyright © 2005-2023. Все права защищены. |
355008, г. Ставрополь, пер. Фадеева, 4. (код 865-2) 29-86-39, факс 29-86-41. |
|