Главная страница Карта сайта RSS Просмотр данного раздела разрешён с 16 лет Twitter Telegram

 

Телефонная справочная линиям


ОБ УПРАВЛЕНИИ

Профилактика инфекционных заболеваний
Таможенный союз
Санитарный надзор
Защита прав потребителей
Организация деятельности
Государственная регистрация
Лицензирование

Уведомления о начале предпринимательской деятельности

Санитарно-эпидемиологические заключения

Социально-гигиенический мониторинг
Мероприятия по контролю
Судебная практика
Реестры
Информация о проведенных проверках и их результатах

САНИТАРНО-
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СЛУЖБА И КАДРЫ

ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН

ДОКУМЕНТЫ

ПРЕСС-ЦЕНТР

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ

ЭЛЕКТРОННОЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВО

Приём обращений граждан
Главная Основные направления деятельности Санитарный надзор

Памятка потребителю услуг общественного питания

Управление Роспотребнадзора по Ставропольскому краю информирует:

Учитывая современный ритм жизни, многим из нас приходится пользоваться услугами кафе, столовых, закусочных и т.д. Рекомендуем вам обращать внимание на нормы оказания услуг общественного питания.

Вывеска организации общественного питания должна содержать:

• фирменное наименование (наименование) организации;

• место ее нахождения (адрес);

• тип, класс и режим работы.

Индивидуальный предприниматель (исполнитель) должен также представить информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Информация об оказываемых услугах должна содержать:

• перечень услуг и условия их оказания;

• цены в рублях и условия оплаты услуг;

• наименование предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;

• сведения о весе (объёме) порций готовых блюд продукции общественного питания, ёмкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объёме её порции;

• сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов;

• правила оказания услуг общественного питания и др.

Потребитель вправе получить дополнительную информацию об основных потребительских свойствах и качестве предлагаемой продукции общественного питания, а также об условиях приготовления блюд, если эти сведения не являются коммерческой тайной.

Информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей на русском языке посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг.

Потребитель должен иметь возможность ознакомиться с информацией как в зале, так и вне зала обслуживания. В меню (винной карте) исполнителем указываются наименование алкогольной продукции, объём и цена алкогольной продукции в потребительской таре, если исполнитель предлагает и реализует алкогольную продукцию в потребительской таре, и (или) наименование алкогольной продукции, объём и цена за порцию, не превышающую 1 литра алкогольной продукции (объем порции устанавливается по усмотрению исполнителя).

Порядок оказания услуг

Оказать услугу исполнитель обязан любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением её заказать, на условиях, согласованных сторонами. При этом исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей (запрет на нахождение в верхней одежде, с животными и другие правила, не противоречащие законодательству РФ).

Зачастую при входе в некоторые заведения общественного питания можно встретить объявление о праве охраны отказать в посещении без объяснения причин, так называемый «фейс-контроль». Это ограничивает права потребителей, ведь организация обязана предоставлять свои услуги любому обратившемуся потребителю, причём условия должны быть одинаковы для всех. Таким образом, данные формулировки противоречат нормам закона. Посетитель имеет право на получение всей необходимой информации, в т.ч. и по условиям прохода в заведение.

Напоминаем, что взимание платы за обслуживание от стоимости заказа незаконно. Также посетители заведений общественного питания не обязаны оплачивать и так называемые дополнительные услуги в виде музыкального сопровождения. Подобные действия рестораторов нарушают требования Закона «О защите прав потребителей», в соответствии с которыми запрещается обусловливать приобретение одних услуг обязательным приобретением других.

Предварительный заказ столика

В организациях общественного питания есть возможность осуществить предварительный заказ стола, Правила оказания услуг общественного питания позволяют это сделать. Он может быть оформлен письменно, либо посредством телефонной, электронной или иной связи. Если за «бронирование» взимают деньги – это не противоречит законодательству, но впоследствии эта сумма должна быть зачтена в счёт заказа. Предварительный заказ оформляется документом (заказ, квитанция и т.п.), содержащим такие необходимые сведения, как:

— наименование исполнителя;

— ФИО потребителя;

— вид услуги, ее цена и условия оплаты;

— даты приема и исполнения заказа;

— условия выполнения услуги;

— ответственность сторон;

— должность лица, ответственного за прием и оформление заказа;

— подпись лица, принявшего заказ и др.

Момент и способ оплаты услуг (предварительная, после отбора блюд, после приёма пищи, с авансом или без него, наличный или безналичный расчёт) определяются соглашением сторон. При оплате заказа потребителю должны выдать документ, подтверждающий внесение денег (кассовый чек, счёт или другие). Услуги должны быть оказаны потребителю в сроки, согласованные с ним.

Право на отказ потребителя от услуг

Право потребителя на отказ от заказанной им услуги закреплено в ст. 32 Закона «О защите прав потребителей». При отказе от заказанной услуги потребитель обязан оплатить предприятию общественного питания фактически понесенные расходы, связанные с исполнением обязательств по договору. Таким образом, при заключении договора об оказании услуг по организации и проведению банкетов, предприятия общественного питания не вправе включать в его текст условие о том, что при отказе потребителя от данных услуг, внесенная сумма предоплаты возврату не подлежит.

Если нарушены права потребителя

При нарушении сроков исполнения предварительного заказа на оказание услуги потребитель вправе по своему выбору:

— назначить исполнителю новый срок;

— потребовать уменьшения цены за оказываемую услугу;

— отказаться от исполнения договора об оказании услуги.

Если потребитель обнаружит недостатки оказанной услуги, в т.ч. услуг общественного питания, то он вправе по своему выбору потребовать:

— безвозмездного устранения недостатков;

— уменьшения цены;

— безвозмездного повторного изготовления продукции общепита надлежащего качества. Если еда приготовлена некачественно, то потребитель вправе потребовать безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, включая продукцию общественного питания (например, разогреть, охладить, досолить, дожарить, доварить до готовности и т.д.).

Кроме всего прочего, потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора. Исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию, а потребителю следует получить у исполнителя документ, подтверждающий оплату оказанных услуг.

Претензии к исполнителю услуг лучше всего оформлять письменно, в 2-х экземплярах, вручая один из них исполнителю под роспись (либо направляя по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения).

Требования к качеству и безопасности пищевых продуктов

Организации общественного питания, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, должны исполнять санитарные правила при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению (п. 1.2 Санитарных правил СП 2.3.6.1079-01.2.3.6.).

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере общественного питания, обязаны предоставлять потребителям, а также органам государственного надзора полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, материалов и изделий и оказании таких услуг.

Для пищевых продуктов и сырья, поступающих в предприятия общественного питания необходимы:

— документы, удостоверяющие качество и безопасность пищевых продуктов, если продукция подлежит обязательному подтверждению соответствия: сертификат соответствия или декларация о соответствии, либо заверенная надлежащим образом копия сертификата соответствия;

— документы, подтверждающие легальность производства и оборота: товарно-транспортная накладная, закупочный акт (при закупках у населения), справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации или к товарно-транспортной накладной (для алкогольной и табачной продукции).

Документы, удостоверяющие качество кулинарной продукции:

— бракеражный журнал (с отметкой о дате и времени приготовления). Оценка качества полуфабрикатов, блюд и кулинарных изделий проводится ежедневно, ежедневное ведение бракеражных журналов обеспечивает руководитель организации;

— дневной заборный лист (при отпуске продукции из производства в филиалы, буфеты, в раздаточную);

Основные гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов

Исполнитель обязан устанавливать для приготовленных им блюд сроки годности, так как без них реализация блюд запрещена. По истечении сроков годности продукция непригодна к использованию и представляет опасность для потребителя.

Срок годности устанавливает изготовитель пищевых продуктов при соблюдении условий хранения, установленных в нормативно – технических документах на продукцию. Информация, наносимая на этикетку, маркировку о сроках годности пищевых продуктов должна предусматривать указание: часа, дня, месяца, года выработки для особо скоропортящихся продуктов, продуктов для детского и диетического питания; дня, месяца и года – для скоропортящихся продуктов; месяца и года – для нескоропортящихся продуктов, а также правил и условий их хранения и употребления.

Хранение пищевых продуктов, в том числе кулинарной продукции должно осуществляться в соответствии с действующей нормативной и технической документацией при соответствующих параметрах температуры, влажности, светового режима для каждого вида продукции.

При необходимости транспортирования готовой продукции она должна доставляться в термосах и в специально выделенной, хорошо вымытой посуде с плотно закрывающимися крышками. Срок хранения горячих первых и вторых блюд в термосах не должен превышать 3 ч. (включая время их транспортировки).

Особенности реализации продукции общественного питания

Продукцию общественного питания реализуют:

— в зале предприятия общественного питания с потреблением на месте: методом самообслуживания (через раздаточные линии, «шведский стол», «салат-бар», прилавки и др.), через официантов и барменов;

— на вынос по заказам потребителей;

— через магазины и отделы кулинарии и столы заказов по месту изготовления;

— вне предприятия (в раздаточных и доготовочных предприятиях питания, в магазинах (отделах) кулинарии, в собственной мелкорозничной сети, в других предприятиях общественного питания, при оказании кейтеринга в виде выездного обслуживания – проведения событийного кейтеринга, предоставления услуг повара и официанта на дому, доставки организациям, физическим лицам на рабочие места, места обучения, на дом, в купе железнодорожного вагона и др.);

— через розничную торговую сеть.

В заказе потребителя могут быть изложены требования по срокам оказания услуги, по объему, по ассортименту, по цене и так далее. При этом если потребитель дает указания, которые могут снизить качество услуги, исполнитель обязан сразу сообщить об этом потребителю.

При реализации температура горячих жидких блюд (супов, соусов) и напитков должна быть не менее 75°C, горячих блюд и закусок, гарниров – не менее 65°C, салатов, холодных закусок, холодных супов, холодных сладких блюд и напитков – не более 14°C.

Сроки хранения блюд и кулинарных изделий в горячем состоянии на мармите, горячей плите, в термосах, гастрономических емкостях, емкостях с подогревом для «шведского стола», при температуре не ниже 65°C не должны превышать три часа с момента их изготовления и расфасовки.

Холодные блюда, закуски и напитки должны быть выставлены в порционированном виде в охлаждаемые прилавки-витрины, «салат-бары», которые пополняют продукцией по мере ее реализации в течение не более одного часа.

Продукцию общественного питания в виде полуфабрикатов, охлажденных, замороженных и горячих блюд и кулинарных изделий, хлебобулочных, мучных кондитерских изделий, реализуемую на вынос (вывоз) по заказам потребителей, в магазинах (отделах) кулинарии и через столы заказов упаковывают непосредственно в потребительскую упаковку. В качестве потребительской упаковки используют пакеты, коробки, лотки и контейнеры из полимерных и других упаковочных материалов, термоусадочную пленку, термосы, термопакеты, ланч-боксы, снек-боксы и другую тару.

Для обслуживания кейтеринговых мероприятий используют закрывающиеся контейнеры, боксы, термоконтейнеры, сумки-холодильники и другие аналогичные емкости, снабженные маркировочным ярлыком. Ярлыки сохраняются до конца обслуживания мероприятий. Продукция общественного питания, реализуемая на вынос (вывоз) по заказам потребителей должна сопровождаться документами (декларация о соответствии),подтверждающей соответствие пищевой продукции обязательным требованиям

Счастливого Нового года!

При использовании информации ссылка на сайт Управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю обязательна.


Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю
2006-2017 гг.

Старая версия сайта
355008, г. Ставрополь, пер. Фадеева, 4.
(код 865-2) 29-86-39, факс 29-86-41.

tu @ 26.rospotrebnadzor.ru
Статистика посещаемости сайта

Яндекс.Метрика